Бестужев Н.И., Бестужев А.Н., Трибушевский В.Л. (БНТУ, г. Минск, РБ), Зарудко А.В., Зайцев С.А. (КЗПК, г. Клинцы, РФ), Шамов М.Ю. (ОДО «Белтехнолит», г. Минск, РБ).
Обязательной технологической операцией производства тонкостенных отливок из высококачественных чугунов является графитизирующее модифицирование. Основным графитизирующим средством являются кремнийсодержащие лигатуры, эффективность применения которых известна уже около ста лет. Однако причина, вызывающая этот эффект, до сих пор остается дискуссионной. Отсутствие четких однозначных представлений о механизме процесса порождает многочисленные рекомендации по режиму обработки и особенно по оптимизации состава присадок. В настоящее время количество предлагаемых модификаторов для графитизирующей обработки чугунов исчисляется трехзначными цифрами, что безусловно затрудняет как централизованное их производство, так и подбор требуемого состава присадок для практической реализации. Это свидетельствует о важности качественной и количественной оценки процессов, происходящих при обработке жидких чугунов кремнийсодержащими присадками.
Принципиальным отличием модифицирования от других способов воздействия на металл с целью улучшения его качества является относительная кратковременность действия модификаторов.
Многие авторы связывают механизм графитизирующего действия ферросилиция с образованием дополнительных центров кристаллизации за счет воздействия содержащихся в нем примесей, например, Al, Ca с кислородом и серой [1]. В доказательство данного механизма приводятся сведения о том, что присадка в особо чистый железоуглеродистый сплав, синтезированного из материалов высокой степени чистоты ферросилиция, или полупроводникового кремния не оказывает сильного графитизирующего воздействия на сплав. Количественная оценка графитизирующего эффекта с учетом содержания примесей в ферросилиции и величины добавки самого ферросилиция показывает, что тысячные доли вводимых элементов не могут оказывать столь сильного воздействия. Действительно, из практики известно, что результат модифицирования алюминием является ощутимым при величине добавки не менее нескольких сотых долей процента. По-видимому, более правильным будет учитывать весь комплекс явлений, происходящих при обработке чугуна кремнийсодержащими присадками. К одному из таких наиболее важных проявлений сложного механизма процесса относится термо-временной характер его протекания.
Отличием результатов обработки чугуна кремниевыми лигатурами, по сравнению, например, с добавками алюминия и графита, является экстремальная зависимость эффекта модифицирования. Сразу после обработки расплава наблюдается максимальный графитизирующий эффект, что служит предпосылкой частого использования ферросилиция при «позднем» модифицировании чугунов. Следует предположить, что сильная графитизирующая способность сравнительно небольших добавок кремниевых лигатур, при гораздо более высоком содержании кремния в чугуне, связана непосредственно с процессом растворения присадки [2,3,4].
Исследования проводились на высокопрочном чугуне с шаровидным графитом. В качестве кремнийсодержащей присадки использовался стандартный 75%-ный ферросилиций (ФС75 ГОСТ 1415-78). Величина добавки составляла 0,5% от металлоемкости ковша. Для сравнения в чугун, не подвергаемый модифицированию, кремнийсодержащая присадка вводилась в шихту. Оценка графитизирующего эффекта проводилась по температуре эвтектической реакции, которая наиболее точно характеризует указанное явление.
Результаты экспериментов представлены на рис.1. Во всех случаях четко проявляется экстремальный характер графитизирующего эффекта. Максимальное воздействие имеет место при кристаллизации чугуна сразу после ввода присадки. В дальнейшем происходит угасание эффекта. Характерно, что по мере повышения температуры модифицирования (опыты 1,2) при постоянном составе чугуна длительность существования эффекта снижается. В качестве критерия «живучести» принималось время полного исчезновения эффекта, определяемое методом экстраполяции (отмечено на рисунках стрелками).
В начальный момент сразу после обработки имеет место максимальная графитизация, вследствие «супермодифицированного» состояния кристаллизующего расплава. Незначительное увеличение температуры эвтектического превращения при температуре обработки расплава 14200С, по сравнению с обработкой при температуре 13800С, связано с более низкой скоростью охлаждения в интервале эвтектического превращения в первом случае. Это определяется большим прогревом литейной формы ввиду различия начальных условий охлаждения.
В высокопрочном чугуне наблюдается значительно большее переохлаждение по сравнению с серым чугуном при сопоставимых значениях углеродного эквивалента. Сразу после ввода модификатора увеличивается температура эвтектического превращения, содержание свободного углерода и удельное число включений шаровидного графита. Однако длительность существования модифицирующего воздействия в магниевом чугуне значительно меньше, чем в сером чугуне. Также установлено сокращение «живучести» эффекта модифицирования при повышении температуры.
Установленный термовременной характер графитизирующего эффекта в магниевом чугуне естественно связать с кинетикой растворения кремнийсодержащих присадок, а именно с образованием неравновесных высокоуглеродистых фаз (карбид кремния и графит) в зонах растворения ферросилиция. Термодинамические расчеты и косвенные экспериментальные данные указывают на возможность образования таких фаз [5].
Весь процесс графитизации можно представить происходящим постадийно по следующему механизму. Вначале образуется, либо уже присутствуют в зонах вокруг растворяющихся частиц модификатора тугоплавкие неметаллические включения. Затем на них идет процесс осаждения избыточного углерода и, возможно, карбида кремния. В дальнейшем после полного растворения присадки и исчезновения пересыщенных по кремнию зон, указанные активированные углеродом неметаллические включения становятся термодинамически менее устойчивыми и начинается процесс их растворения. Распад частиц карбида кремния должен сопровождаться образованием графита. Результаты процесса зависят от многих факторов и, прежде всего, от скоростей протекания двух противоположных явлений: с одной стороны — выделения графита и карбида кремния, с другой стороны — растворения, возникших на поверхности неметаллических включений графитных слоев. Для повышения графитизирующей способности кремнийсодержащих присадок, исходя из выше описанного механизма, можно определить следующие основные пути интенсифицирования процесса модифицирования: сокращение времени между вводом присадки и началом процесса кристаллизации отливки, т.е. реализация эффекта «позднего» модифицирования; максимальное стимулирование процессов образования избыточных фаз, что может быть достигнуто «замутнением» расплава тугоплавкими подложками; повышение устойчивости термодинамически нестабильных образований графита в ненасыщенном углеродсодержащем расплаве после завершения во времени процесса растворения модифицирующей присадки, реализация которых будет способствовать снижению склонности чугуна к кристаллизации по диаграмме метастабильного равновесия и максимальной графитизации сплава.
Исходя из выше представленных теоретических и экспериментальных исследований графитизирующего эффекта в магниевых чугунах, был разработан комплексный технологический процесс обработки ВЧШГ для условий литейного производства ОАО «КЗПК».
В литейном цехе ОАО «Клинцовский завод поршневых колец» плавку исходного чугуна ведут в индукционной тигельной печи ИЧТ 1/04С2 согласно технологической инструкции ТИ 0869.25100.00011. После расплавления исходных шихтовых материалов и доводки расплава по температуре производят подшихтовку жидкого чугуна существующими ферросплавами, при этом достигается максимальное усвоение легирующих элементов при минимальном угаре. Согласно ТИ 78-005-87И химический состав чугуна в отливках «маслота» из А-ВПЧ-ХНММ (ВЧ70) должен соответствовать существующим параметрам: медь — 0,25-0,45%; углерод — 3,4-3,8%; никель — 1,1-1,5%; кремний — 2,2-2,6%; марганец — 0,8-1,2%; фосфор — 0,1%; сера — 0,03%; хром — 0,3-0,5%; молибден — 0,6-0,9%. После перегрева исходного чугуна и временной выдержки при температуре 1465-14700С производят выпуск металла из печи в ковш для проведения операций сфероидизирующего и графитизирующего модифицирования. Однотонный ковш заполняется на 2/3 его емкости. На дно ковша помещается навеска ферроцерия МЦ-40 ТУ 48-4-280-86, расход которой составляет 0,02-0,025% от веса обрабатываемого расплава. Основной функцией предварительной обработки расплава ферроцерием является частичная десульфурация чугуна и подготовка его к сфероидизирующему модифицированию, которое проводят в автоклаве. В качестве сфероидизирующих присадок в литейном цехе используют магний чушковый марки МГ-90 ГОСТ 304-93 при его расходе 0,1-0,13% и комплексную лигатуру СК10Мг6 ТУ 14-5-39-82, расход которой составляет 0,8-0,85% от веса обрабатываемого расплава. Использование комплексной сфероидизирующей обработки обеспечивает достаточно стабильное содержание остаточного магния и несколько уменьшает склонность высокопрочного чугуна к отбелу, по сравнению с чугуном, обработанным только магнием. После завершения технологической операции обработки расплава в автоклаве, скачивают образовавшийся при этом шлак, на поверхность жидкого чугуна вводят добавку ферросилиция ФС75 в количестве 0,40-0,45% и из печи в ковш заливают оставшийся жидкий чугун (примерно 1/3 емкости). Производят механическое перемешивание, скачивание шлака и разливку металла по литейным формам. Время заливки в зависимости от металлоемкости форм колеблется в пределах 15-17 мин. Для изготовления отливок «маслота» поршневых колец используются сырые песчано-глинистые формы с дождевой литниковой системой.
Используемый в литейном производстве ОАО «КЗПК» магниевый процесс сфероидизирующего модифицирования в автоклаве имеет существенные преимущества. Главное из них — минимальная стоимость присадки, особенно при применении монолитного металла (чушек, проката). Использование чистого магния в три раза дешевле, чем использование лигатур. Вместе с тем имеются и существенные недостатки, связанные с низким усвоением магния. Отсутствие графитизирующего воздействия на чугун чистого магния и повышенная склонность обработанного расплава к кристаллизации по метастабильной диаграмме, вызывает необходимость применения дополнительного графитизирующего модифицирования либо термической обработки отливок. В последнем случае сплав имеет большую склонность к образованию дефектов усадочного характера.
Очевидно, что с целью снижения склонности высокопрочного чугуна, полученного модифицированием магнием в автоклаве, к кристаллизации по метастабильной диаграмме в литейном цехе ОАО «КЗПК» используется комплексное модифицирование магнием и лигатурой СК10Мг6, а также проводится вторичная графитизирующая обработка. Вместе с тем, следует отметить, что способ ввода ферросилиция марки ФС75, практикуемый на предприятии, а именно ввод ферросилиция после сфероидизирующей обработки на зеркало расплава, заполняющего ковш на 2/3 объема и ручное механическое перемешивание с доливом оставшегося металла, не может обеспечить равномерную графитизирующую обработку всего объема жидкого чугуна. Это, вероятно является одной из причин повышенного брака отливок «маслота» поршневых колец по количеству и размерам включений цементита в структуре чугуна.
Большая длительность разливки жидкого чугуна по литейным формам в условиях литейного цеха и связанное с этим существенное снижение температуры расплава, уменьшение эффекта графитизирующего модифицирования также способствует кристаллизации отливок, залитых в последнюю очередь с выделением структурно-свободного цементита. Низкая температура заливки изменяет начальные теплофизические условия охлаждения вследствие меньшего прогрева литейной формы, при этом увеличивается величина переохлаждения расплава на фронте кристаллизации и создаются благоприятные термодинамические условия для зарождения и роста включений цементита. Наличие в составе А-ВПЧ-ХНММ (ВЧ70) повышенного содержания карбидообразующих и карбидостабилизирующих элементов увеличивает эту тенденцию.
Учитывая высокую склонность А-ВПЧ-ХНММ (ВЧ70) к кристаллизации по метастабильной диаграмме, существенное влияние на брак по отбелу может оказывать качество шихтовых материалов, используемых при плавке. Под качеством шихтовых материалов подразумевается не только химический состав чушковых передельных чугунов, наличие в них поверхностно-активных примесей (сурьмы, олова, висмута, свинца), резко увеличивающих склонность чугунов к отбелу, но и микроструктура этих материалов, а именно наличие большого количества крупных включений цементита. В этих условиях расплавление и термическая выдержка расплава чугуна при температуре 1465-14700С не снижает неблагоприятную структурную наследственность шихты и приводит к повышенному браку отливок по структуре цементита. Опыт работы литейного цеха показывает периодическое увеличение брака отливок «маслота» поршневых колец при использовании новых партий чушковых передельных чугунов. Вероятно, увеличение времени термической выдержки расплава до 15 мин или увеличение температуры выдержки до 1485-14900С должно снизить брак отливок по структуре цементита.
Анализ существующего технологического процесса получения отливок из высокопрочного чугуна марки А-ВПЧ-ХНММ (ВЧ70) показывает, что основными причинами брака по структуре цементита являются:
— высокая склонность высокопрочного чугуна данного химического состава к кристаллизации по метастабильной диаграмме с выделением структурно-свободного цементита, обусловленная повышенным содержанием карбидообразующих и карбидостабилизирующих элементов, а также автоклавным методом сфероидизирующего модифицирования;
— нестабильность ковшевой графитизирующей обработки жидкого чугуна, при этом не обеспечивается равномерность модифицирования всего объема расплава;
— большая длительность разливки, что приводит к снижению эффекта графитизирующей обработки по времени;
— неблагоприятная структурная наследственность передельных чушковых чугунов наличие в них большого количества крупных включений цементита.
Исходя из установленных причин повышенного брака отливок по структуре цементита, в качестве мероприятий по его устранению можно рекомендовать ввести в технологический процесс изготовления отливок дополнительную операцию графитизирующего модифицирования жидкого чугуна в литейной форме. Данная операция будет обеспечивать максимально эффективную графитизирующую обработку, при которой процесс модифицирования практически совпадает по времени с началом кристаллизации отливки, что обуславливает исключение условий, при которых в структуре чугуна возможно выделение свободного цементита.
Предлагаемый технологический процесс основывается на использовании комплексного фильтрующе-модифицирующего элемента (производство вышеназванного элемента освоено ОДО «Белтехнолит», г. Минск), состоящего из двух частей:
1. Комплексный быстрорастворимый элемент, оказывающий графитизирующее воздействие на расплав чугуна.
2. Фильтрующий элемент на основе стеклоткани.
Первый элемент имеет целенаправленное высокоэффективное графитизирующее воздействие на расплав чугуна. Для предотвращения кинетического торможения процесса растворения вставка изготавливается методом прессования порошковых материалов определенной фракции и химического состава. В качестве связующего используется вещество с невысокой температурой возгонки, которое ускоряет процесс растворения вставки, при этом продукты возгонки связующего оказывают дополнительное графитизирующее воздействие на расплав.
С учетом химического состава высокопрочного чугуна марки А-ВПЧ-ХНММ (ВЧ70) для отливок, изготавливаемых на ОАО «Клинцовский завод поршневых колец», а именно достаточно высокий уровень легирования сильными карбидообразующими элементами — хромом и молибденом, рекомендуется использовать вставку из кремнийсодержащего материала (содержание кремния 65-75%) в состав которого входит активный барий (содержание бария 3-5%), способный повышать модифицирующий эффект обработки магниевого чугуна. Опытные работы, проведенные в условиях завода, показали, что расходы модифицирующего элемента в пределах 0,05-0,1% от металлоемкости формы являются достаточными для обеспечения ограниченного содержания цементита в структуре отливки «маслота» из чугуна А-ВПЧ-ХНММ (ВЧ70).
Фильтрующий элемент рафинирует модифицированный расплав от неметаллических включений как шлаковых, так и возможных продуктов взаимодействия расплава чугуна и модифицирующего элемента. Кроме того, он предотвращает размыв литейной формы, снижая брак литья по засорам.
Предложенный технологический процесс характеризуется простотой и легко вписывается в действующее производство. При сборке литейной формы по разъему в специальный элемент литниковой системы — реакционную камеру, укладывается модифицирующая вставка и перекрывается фильтровальной сеткой.
Выводы: Принято решение о внедрении результатов настоящей работы в реальное действующее литейное производство ОАО «КЗПК». Широкие промышленные испытания показали принципиальную возможность исключения брака отливок «маслота» поршневого кольца из магниевого чугуна по причине отбела, при условии колебания качества исходных шихтовых материалов.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Комаров О.С. Термокинетические основы кристаллизации чугуна. — Минск: Наука и техника, 1982. — 262с., ил.
2. Wang C.H., Frederiksson H.I. On the mechanism of inoculation of cast irons melts. / 48th Foundry congress. — Varna, 1981, 4-7 oct. / Prepr/ S.I., pp.16.
3. Капустина Л.С. Повышение эффективности процесса графитизрующего модифицирования чугуна с целью улучшения его качества: Автореф. дисс. канд. тех. наук. — М.; 1984. — 24с.
4. Перегудов Л.В., Малашин М.М., Дружбина Т.В. Взаимодействие расплава и кремнистых присадок при модифицировании чугуна. — Литейное производство, 1982, № 4, с.6-7.
5. Леках С.Н., Бестужев Н.И. Повышение стабильности получения отливок из высокопрочного чугуна. — Литейное производство, 1982, № 6, с.9-10